Проклятые золотые монеты пираты карибского моря. Сколько зарабатывал капитан джек воробей

Если в каком-либо кроссворде вы встретите вопрос «Как назывались пиратские деньги?», то, несомненно, даже не подсчитывая количество букв, скажете: пиастры. Пиастры в первую очередь ассоциируются с пиратами благодаря культурным и художественным веяниям, исторически же они пользовались у пиратов точно такой же популярностью, как и любые другие монеты, имеющие какую-либо ценность. Давайте разберем, какие же именно деньги попадались пиратам в их добыче и что они собой представляли.

Пиастры

Пиастр также назывался испанским песо. Это монета чеканилась из серебра, ее вес был около 25 граммов. На монете были изображены Геркулесовые столпы, поэтому пиастр еще называли столбовым долларом или пиастром с колонами . На Востоке пиастр носил более лаконичное название – колонато . В наше время пиастр не стоит списывать со счетов, сейчас он играет роль разменной единицы 1/100 египетских, иорданских, ливанских, сирийских, суданских и южносуданских фунтов.

Дублоны

Первый дублон (в переводе значит «двойной», отсюда и походит название) представлял собой испанскую золотую монету номиналом в 2 эскудо. Чеканка монеты была начата в 1566 и продолжалась вплоть до 1849 года. Дублоны были широко распространены не только в Европе, но и в Новом свете. Именно дублон послужил прототипом для создания множества других европейских монет в других странах. Во времена колонизации Нового света дублон играл роль отведенную доллару в наше время — именно его считали резервной валютой. По этой причине большое число монет было спрятано. Позже этот факт сбережений дал повод для множества историй о пиратских кладах, в которых зачастую фигурирует именно этот тип монет .

Эскудо

Эскудо – испанская золотая монета. Годы чеканки: 1535-1833. Первая чеканка была произведена в Барселоне. Монета, как уже было сказано, состояла из золота и весила почти 3.4 граммов. При правлении Филиппа II монета экскудо стала основной золотой монетой Испании, а ее курс, в связи с ростом цены на металлы, вырос. Но из-за длительных войн и неграмотной финансовой политики Испания в XVI веке целых четыре раза объявляла дефолт. Сложная экономическая ситуация отчасти произошла из-за большого притока металлов из Испанской Америки, именно их переизбыток вызвал удешевление эскудо и стал причиной инфляции.

Заключение

Пиастры, дублоны и эскудо – популярные в Новом свете монеты, ставшие желанной добычей для пиратов. Эта тройка не составляет и десятой части всех чеканившихся в тот период времени монет, но именно это трио часто встречается в художественных и кинематографических произведениях на тему пиратства, поэтому, в первую очередь, именно о них и стоит узнать больше тому, кто интересуется историей морского разбоя и нумизматикой. Надеюсь, этот материал расширил ваши представления касательно данных тем.

В мае состоится российская премьера пятой по счету ленты из серии "Пираты Карибского моря" — "Мертвецы не рассказывают сказки". Золото, сокровища, дублоны и пиастры всегда занимали важное место в пиратской жизни. Представим мир капитана Джека Воробья и его товарищей по преступному промыслу с финансово-экономической точки зрения.


АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ


Проклятое золото Кортеса


В первом фильме эпопеи, "Проклятии Черной жемчужины", золото — одна из главных пружин сюжета.

"Это ацтекское золото. Одна из 882 идентичных бляшек, которые поднесли индейцы в каменном сундуке лично Кортесу. Кровавые деньги, плату за то, чтобы остановить бойню, развязанную его войском. Но алчность Кортеса была ненасытна. Тогда боги язычников наложили на золото страшное заклятие. Любой смертный, который заберет из сундука хотя бы одну бляшку, будет проклят навеки".

Создатели "Пиратов Карибского моря" сильно переоценили "сундук мертвеца" - по меркам древних пиратов, золота в нем было маловато

Странно, но в русской озвучке первого фильма эпопеи бляшек почему-то 663. Куда подевались 219 бляшек на пути между Карибским морем и Россией — тайна, покрытая мраком. Давайте считать, что бляшек все-таки 882, как в оригинале. 881 в сундуке, а из последней изготовлен медальон Элизабет Суонн. За медальоном гоняются пираты с корабля "Черная жемчужина", чтобы снять с себя проклятие древних богов. Кроме того, чтобы от него избавиться, нужно исполнить символический ритуал. Необходимо вернуть богам ацтеков кровавый долг — все 882 бляшки, обагренные кровью потомка пирата Билла Прихлопа.

881 золотая бляшка из ацтекского клада лежала в сундуке Кортеса, а из одной был сделан медальон Элизабет Суонн

А теперь небольшой упрек в адрес кинокомпании Walt Disney Pictures. 882 золотых медальончика с черепом — это очень-очень мало по меркам древних ацтеков и конкистадоров. В 1521 году воины исторического Кортеса захватили и разграбили столицу ацтеков Теночтитлан. Испанцам досталось золото на сумму, эквивалентную 130 тыс. испанских золотых монет. Судя по всему, эта сумма показалась им крайне незначительной. Конкистадоры пытали правителя ацтекской державы Куаутемока, тщетно надеясь выведать, где же индейцы прячут главные сокровища.

Разграбив в 1521 году столицу ацтеков, воины Кортеса захватили лишь 130 тыс. испанских золотых монет - сумму, по их мнению, не слишком большую

Попробуем грубо оценить, какова стоимость каменного сундука. Одна бляшка примерно равна по размерам самой крупной испанской монете XVI века. Это монета достоинством восемь эскудо. Она содержала 27,468 грамма золота 916,7 пробы (22 карата). В сундуке, таким образом, содержится 24 кг 227 г золота. Цена одного грамма золота пробы 916,7 в наши дни — $37,05. Таким образом, в апреле 2017 года полный сундук проклятого золота мог бы стоить около $900 тыс. Даже если бы кто-то из пиратов заграбастал его в одиночку, он не дотянул бы до звания долларового миллионера.

Теперь посмотрим, насколько разбогатели пираты, когда поделили между собой ацтекское золото. Точная численность команды "Черной жемчужины" неизвестна. Актер Джеффри Раш, сыгравший роль капитана Гектора Барбоссы, называл число от 20 до 50. Предположим, что их было 22. Грубо говоря, при разделе клада пришлось по 40 бляшек на брата. Золото стоило в 16 раз дороже серебра. Серебряная монета достоинством восемь реалов (половина эскудо) была известна как песо, доллар или "монета из восьми реалов", pieces of eight. В русском переводе "Острова сокровищ" попугай называет такие монеты пиастрами. Итак, члены проклятой команды разбогатели на 640 (16х40) подобных серебряных монет.

На что они потратили свои деньги? Это мы знаем из жалобы капитана Барбоссы, адресованной Элизабет Суонн-Тернер,— "на выпивку, еду и приятную компанию". "Но выпивка не утоляла жажду, еда превращалась у нас во рту в золу, а самая приятная компания в мире не могла удовлетворить нашу похоть. Мы проклятые люди, мисс Тернер".

Создатели "Пиратов Карибского моря" отнесли время действия эпопеи примерно к 1720-1750 годам. Тогда действовал обменный курс песо-доллара-пиастра к фунту стерлингов, установленный указом королевы Анны в 1704 году. Один песо равнялся шести шиллингам. £1 — это 20 шиллингов, один шиллинг — 12 пенсов, один пенс — 4 фартинга. Следовательно, 640 песо — это 3840 шиллингов, то есть £192.

Согласно подсчетам британского статистика XVII-XVIII веков Грегори Кинга, в 1688 году (за последующие полвека ситуация изменилась не сильно) £7 зарабатывал за год батрак. Доходы солдат и моряков составляли £14-20 в год. Офицеры армии и флота £5-7 получали уже не в год, а в месяц.

После раздела золота из "сундука мертвеца" каждому пирату могла достаться сумма, которой хватало лишь "на еду и выпивку"

Если же мы предположим, что на "Черной жемчужине" было не 22 моряка, а 44, тогда каждому из них причиталось бы £96. А если возьмем цифру у историка пиратства Марка Редикера, согласно которому в среднем пиратском экипаже было 80 человек, тогда доход каждого снизился бы еще почти вдвое.

Итак, полученные пиратами деньги проживать можно было довольно долго. Хотя и без удовольствия, как верно заметил капитан Барбосса.

Наесться и напиться на шиллинг


В "Пиратах Карибского моря" слово "шиллинг" мы слышим в самом начале первого фильма. Именно шиллинг требуют с Джека Воробья за стоянку корабля в бухте. Он предлагает три, набавив за то, чтобы не называть свое имя.

К сожалению, до наших дней дошли не все сведения о ценах на продукты питания, спиртное и эскорт-услуги в портах Карибского моря в золотую эпоху пиратства. Гораздо лучше известны цены в метрополии, в Англии.

Впрочем, не является секретом стоимость рома, "самого гадкого пойла, которое даже самых воспитанных людей превращает в животных". В 1740 году в Филадельфии местный ром продавался по 1 шиллингу 8 пенсов за галлон, а более качественный карибский — по 2 шиллинга 5 пенсов. Логично предположить, что на Карибах, на месте производства, карибское пойло стоило дешевле, чем на континенте. Если допустить, что те же 1 шиллинг 8 пенсов платили за карибский ром там, где он считался местным, а не привозным, то в более привычных нам системах измерения цена продукта будет 4,4 пенса за литр. Если принять, что уважающему себя пирату для нормального функционирования нужно выпивать литр рома ежедневно, то каждые 54 дня у него уходил бы на выпивку £1.

Еще одна вредная привычка, очень популярная у пиратов, курение, также обходилась недорого. 45 килограммов виргинского табака в 1750 году стоили в опте £1.

Теперь о еде. Что можно было в то время купить на шиллинг в Англии (цены в колониях не могли очень сильно отличаться)?

Вернемся к статистическим данным Грегори Кинга. В 1695 году среднестатистический англичанин тратил на еду и питье £3,85 в год. Из этой суммы £0,79 приходилось на хлеб и изделия из муки, £0,61 — на мясо, £0,42 — на молочные продукты, £0,31 — на рыбу, дичь и яйца, £0,22 — на фрукты-овощи, £0,2 — на соленья, £1,06 — на пиво и эль, £0,24 — на крепкое спиртное. В середине XVIII века 200-граммовое изделие из пшеничной муки называлось "булка за пенни".

Продуктовая корзина пирата Карибского моря и среднестатистического англичанина, вероятно, отличались по составу, но по уровню цен видно, что экипажу "Черной жемчужины" голодная смерть не грозила довольно долго. Даже если учесть, что среднему англичанину часто готовила жена, а пират, вероятно, принимал пищу в заведениях общественного питания. На североамериканском континенте во второй половине XVIII века можно было пообедать в таверне по принципу "съешь, сколько хочешь, из общего котла" за один-два шиллинга.

Дороже всего стоила благосклонность девиц легкого поведения в Лондоне - около £2, в портах цены были значительно ниже - девиц называли двухпенсовыми

А вот расходы на приятную компанию в метрополии и на Карибах могли различаться разительно. В Лондоне богатый клиент мог заплатить за встречу и £2, а если встречная — девственница, гораздо больше. В портах уровень цен был сопоставим с низшей ценовой категорией метрополии. Девиц по традиции звали двухпенсовыми, но на самом деле стандартная такса звучала так: "шиллинг и выпивка".

Пиратство как передовая бизнес-модель


Если пираты довольствовались столь скромными развлечениями, как объяснить популярность этой профессии в Карибском регионе в первую половину XVIII столетия? Численность активно действующих морских разбойников в золотой век пиратства оценивается в 2400 человек. Правда, в 1716-1726 годах примерно 400-600 человек из этого числа были казнены властями разных государств.

Так зачем люди шли в пираты?

При удачном стечении обстоятельств пираты могли "заработать" очень много: например, в 1695 году пиратские корабли Генри Эвери захватили добычу стоимостью £600 тыс.

Начнем с того, что при приеме "на работу" в пираты не существовало множества традиционных для того времени ограничений в правах.

Темнокожие члены экипажа "Черной жемчужины" — это не дань американской политкорректности (или не только она).

Уже в начале XVIII столетия среди членов экипажей пиратских судов были выходцы из Африки, тогда как "цивилизованному миру" до отмены рабовладения было еще очень далеко. На обычных кораблях в ту эпоху тоже плавали темнокожие моряки, часто проданные или отданные "в аренду" хозяевами. Они не получали платы за свой труд и не имели права голоса при решении корабельных проблем. На пиратском судне члены экипажа были равны. У пиратского капитана Эдварда Ингланда на судне лишь каждый пятый имел белый цвет кожи.

Капитаном пиратского судна становились демократическим путем — через выборы, и так же лишались этой должности — решением большинства членов экипажа (что случалось довольно часто). Так что история с Джеком Воробьем, смещенным с капитанского поста и высаженным на необитаемый остров, вполне правдоподобна.

Уильям Снелгрейв, работорговец и торговец слоновой костью, попавший в пиратский плен в 1719 году, вспоминал в своей книге историю пиратского капитана Кристофера Муди: его вместе с 12 моряками остальные члены команды заставили сесть в лодку, которую отправили в свободное плавание. "И больше о них никто никогда не слышал".

На обычном торговом корабле власть капитана была огромна. Он определял, кто из моряков чем должен заниматься, решал, чем кормить команду, сколько денег платить членам экипажа, имел право подвергнуть любого моряка телесному наказанию. Подобная атмосфера на рабочем месте становилась для кого-то основанием для перехода из торгового флота в пиратский бизнес.

На пиратском корабле власть с демократически избранным капитаном делил квартирмейстер (в "Острове сокровищ" Джон Сильвер был квартирмейстером у капитана Флинта). Капитан должен был в первую очередь заниматься боевыми операциями, а квартирмейстер — хозяйственными вопросами. На некоторых судах квартирмейстер обладал большей реальной властью, нежели капитан.

Кардинальное различие между пиратскими судами, с одной стороны, и военными и торговыми судами — с другой, было в уровне доходов. На пиратских кораблях добыча делилась поровну между всеми моряками. Лишь капитан получал две доли вместо одной, квартирмейстер — полторы, иногда доля с четвертью доставалась "ведущим специалистам" — боцману, корабельному врачу, канониру, первому помощнику капитана. Тому, кто пытался обмануть товарищей, укрыв часть добычи, грозило наказание — "такое, какое сочтет подходящим капитан и большинство экипажа".

На торговых кораблях доходы "командного состава" в пять и более раз превышали заработки простых моряков.

Поразительно (особенно с точки зрения законопослушного моряка) выглядит забота пиратов о ставших инвалидами товарищах. Тот, кто потерял руку или ногу в бою, получал компенсацию в размере £1500.

Минусом в пиратской системе оплаты труда было то, что отсутствие добычи означало отсутствие доходов. Вообще. Тогда как на торговом корабле моряку был гарантирован его нищенский заработок.

Большой плюс пиратской системы — при хорошей добыче доходы могли быть очень высоки. В 1695 году несколько пиратских кораблей под предводительством Генри Эвери захватили добычу общей стоимостью £600 тыс. Каждому из моряков досталось не меньше £1 тыс. В начале следующего столетия они по результатам одного разбоя заработали по £1200 на брата, после чего вышли из бизнеса.

В 1721 году люди Джона Тейлора и Оливера ля Буша установили рекорд: по £4 тыс. за одно нападение. К несчастью для пиратов, подобные удачи случались нечасто. Многие морские разбойники довольствовались более скромными доходами. Но свободная преступная жизнь с возможностью сорвать джекпот, похоже, многим казалась привлекательнее законопослушной нищеты и бесправия.

О громные просторы морей, бороздящие волны корабли, набитые несметными сокровищами, ром и шлюхи. Романтика, лопни моя селезенка, свистать всех за борт! В смысле фильм про пиратов. Тут есть все, что нужно хорошему фильму, и красавица, и эпический вороватый пират, и проклятия, и сокровища. Первый фильм из серии пиратов карибского моря. Но далеко не последний.

Конец XVII века. Корабль из королевского флота из Порт-Ройала замечает в Карибском море взорванный корабль. Девочка по имени Элизабет Суонн, дочь губернатора, находит рядом с кораблём в океане маленького мальчика Уилла Тёрнера. Когда его вытащили на борт, Элизабет находит на нём пиратский медальон и забирает его, чтобы взрослые не подумали, что он пират.

С того момента прошло 10 лет. Элизабет до сих пор хранит медальон и сейчас решается его надеть. Уилл работает подмастерьем у кузнеца и питает к ней (заметно взаимную) страсть, но в это время командор Джеймс Норрингтон уже сделал ей предложение. Тем временем молодой пират и обаятельный проходимец — капитан Джек Воробей — прибывает в Порт-Ройал. При встрече со стражей он объясняет, что намерен реквизировать корабль и набрать команду с целью вернуть себе свой старый корабль на чёрных парусах — «Чёрную жемчужину». Ему удаётся взойти на борт быстроходного корабля «Перехватчик», но в это время Элизабет, гулявшая с командором, под действием туго затянутого корсета своего нового платья от нехватки воздуха падает со скал в океан.

Джек Воробей замечает это, бросается за ней, вытаскивает её на борт и разрывает корсет. Пиратский медальон, всё ещё пребывающий на ней, оказывается знакомым Джеку. Но в это время его находит командор и приказывает казнить. Благодаря попыткам Элизабет за него заступиться, ему удаётся взять её в заложники, вернуть свои вещи и сбежать. Джек Воробей прячется в кузнице, где работает Уилл Тёрнер. Последний уже давно собирается заколоть какого-нибудь пирата и затевает с ним бой. В конце схватки Воробей достаёт пистолет и целится в Тёрнера, но не успевает выстрелить — Джека оглушает бутылкой вечно пьяный наставник Уилла, мистер Браун. В результате пирата забирают в тюрьму, объявляя ему на рассвете смертную казнь рядом с другими пиратами. Ночью в порт приплывает «Чёрная жемчужина», а на ней пираты во главе с капитаном Гектором Барбоссой, 10 лет назад поднявшим на этом корабле бунт против Джека Воробья. Тогда Джек был высажен на необитаемый остров со шпагой и пистолетом, заряженным одной пулей.

По легенде, он выбрался оттуда на морских черепахах и теперь намерен вернуть судно и проучить Барбоссу. Пираты, уже давно заходившие в этот порт, нападают на город. Случайный удар по тюрьме освобождает заключённых — всех, кроме Джека (ядро пробило стену по большей части там, где сидели другие заключённые), который чувствует приближение своего корабля. Оказывается, пираты прибыли в порт за медальоном, но Элизабет думала, что они хотят похитить её. Поэтому она сказала, что согласно пиратскому «кодексу», её нужно отвести к капитану. При Барбоссе она представляется как Элизабет Тёрнер. Пираты, узнав фамилию, похищают её и уплывают. Наутро Уильям застает командора раздумывающим, какой курс могли взять пираты, и предлагает ему спросить у Воробья, но Норрингтон отказывается. Тогда Уильям обращается к Джеку Воробью и освобождает его. Джек, услышав его имя, догадывается, что он сын Билла Тёрнера, известного под именем «Прихлоп». Вместе они незаметно перебираются на «Перехватчик» и отплывают на базу пиратов — Исла-де-Муэрте.

По пути Джек сообщает, что отец Уилла — пират. Тёрнер возмущается, но ничего не поделаешь, нужно добираться до предлагаемой Джеком Тортуги. Там Джек встречает своего бывшего боцмана — Джошами Гиббса и сообщает ему, что с помощью Уилла Тёрнера они смогут вернуть корабль и отомстить Барбоссе. В это время Барбосса устраивает ужин с Элизабет. Между тем он рассказывает ей легенду об ацтекском золоте, которое было проклято богами много лет назад. Среди них и медальон Элизабет — одна из 663 золотых бляшек, украденных командой Барбоссы из сундука.

После этого они становятся бессмертными призраками, и при свете луны Элизабет замечает их внешность, даже обезьянка Барбоссы обращается скелетом. Они не могут ни умереть, ни насладиться жизнью. Чтобы вернуть себе жизнь и смерть, они должны вернуть всё золото, похищенное из сундука, и омыть его кровью каждого проклятого пирата. Не хватало крови Прихлопа Тёрнера, а поскольку Элизабет использовала его фамилию, они взяли её с собой, приняв за дочь пирата. Мистер Гиббс набрал команду на «Перехватчик», и её капитаном становится Анна-Мария, у которой Джек раньше взял без разрешения её бриг.

По дороге Гиббс рассказывает Уиллу легенду о заточении Джека на острове. После спасения он хранит данный ему пистолет с одной пулей для Барбоссы. В это время «Чёрная жемчужина» добралась до установленного места, и Джек тоже. Он просит Уилла не идти напролом и дождаться подходящего момента, но тот ослушивается. В момент прибытия Джека и Уилла пираты совершали обряд возврата похищенного медальона — облили его кровью Элизабет и бросили в сундук к уже имеющимся там 662 бляшкам.

В силу происхождения Элизабет (которая, разумеется, вовсе не является дочерью Прихлопа) обряд не имеет силы и не освобождает пиратов от проклятия. Поняв это, Барбосса сбрасывает Элизабет с горки к воде. Из воды выплывает Уилл и забирает Элизабет вместе с «окровавленным» медальоном. Барбосса замечает пропажу, и его команда отправляется на поиски. В это время появляется Джек, не вполне пришедший в себя после оглушения, которого берут в плен. Элизабет уже на «Перехватчике» отдаёт медальон Уиллу. Согласно закону пиратского кодекса — «Не ждать тех, кто отстал» — они уплывают, но «Жемчужина», известная как самый быстроходный корабль, нагоняет их вместе с Джеком в плену.

Происходит битва. Барбосса забирает медальон и берёт в плен всю команду. Уильям требует отпустить всех, угрожая самоубийством. Это недопустимо, так как в этом случае проклятие не будет снято никогда. Но Барбосса запирает команду, а Элизабет и Джека высаживает на остров (тот самый, с которого Джек выбрался в прошлый раз), также дав им один пистолет с одной пулей. На острове Джек признаётся, что он выбрался не с помощью черепах, а с контрабандистами на корабле. Здесь у них был тайник с едой и ромом, и к вечеру Джек с Элизабет хорошо повеселились. Но утром Элизабет сжигает весь ром и пальмовый лес на острове с целью привлечь внимание королевского флота. Джек злится на неё, так как обожает ром, но вскоре замечает корабль «Разящий» из этого флота. «Разящий» спасает Джека и Элизабет, но Джек всё равно опять приговорён к казни.

По просьбе Элизабет Джеку предлагают сделку — указать путь на Исла-де-Муэрте взамен на поблажку. Два корабля приплывают на остров. Джек предлагает командору план: он выманивает противников в море, а «Разящий» расстреливает их. Как Элизабет ни пыталась объяснить, что их невозможно убить, люди губернатора не слушали. Джек Воробей плывёт на остров, где кровь Уилла уже собираются принести в жертву богам, и предупреждает Барбоссу о приближении флота и о том, что заклятие лучше снять позже. Команда Барбоссы отправляется в битву с «Разящим», а Джек дерётся с Барбоссой. Тем временем Элизабет уплывает с корабля на остров и сражается с оставшимися людьми Барбоссы. Джек, используя одну из бляшек, сам стал бессмертным, тем самым спасая себя от верной гибели, когда Барбосса воткнул ему саблю в живот. В ходе схватки, он бросает бляшку Уиллу, а затем стреляет в Барбоссу из заветного пистолета. Тот говорит что Джек потратил пулю зря, но затем видит, что Уилл бросает бляшки вместе со своей кровью и кровью Джека в сундук. Барбосса видит что его рана кровоточит и умирает. Вся команда Барбоссы на «Разящем» замечает, что потеряла бессмертие, и сдаётся властям. (Во втором фильме серии появляются двое пиратов из этой команды — Лысый и Одноглазый — в тюрьме они смогли приманить собаку с ключами и совершили побег. Судьба остальных неизвестна.)

Все возвращаются в Порт-Ройал. Джека, несмотря на его помощь, повторно приговаривают к повешению. Когда его уже вешают, Уилл бросает ему шпагу под ноги, и Джек спасается. Элизабет тоже переходит на сторону Воробья и отвлекает командора и губернатора, притворившись, что потеряла сознание от нехватки воздуха. Тогда Джек сбегает, и впечатлённый командор не особо протестует, дав ему день форы. Джек, попрощавшись с молодой парой, плывёт к причалившей «Жемчужине». Анна-Мария объявляет Джека её капитаном, и небольшая часть команды Барбоссы возвращается к Джеку Воробью.

После титров идёт короткая сцена, в которой действие происходит в пещере на Исла-де-Муэрте. Обезьянка Барбоссы, оставшаяся на острове, подкрадывается к сундуку с проклятыми золотыми монетами ацтеков и крадёт одну. В луче лунного света видно, что обезьяна снова становится про́клятой и бессмертной. По этой причине во всех следующих фильмах она неуязвима.

Как же я обожаю «Пиратов Карибского моря»! Великолепная музыка, яркие образы, сочная картинка! Драки, погони, мистика, интрига… Эта франшиза заставила меня по-новому взглянуть на голливудское кино, влюбила в себя и не отпускает до сих пор. Из блокбастерных серий я больше люблю разве что «Людей Икс». «Проклятие «Черной жемчужины» было великолепной сказкой для всех возрастов с массой смешных, страшных и напряженных моментов. «Сундук мертвеца» получился невероятно насыщенным на события, динамичным и существенно расширял вселенную. «На краю света» хоть и вышла немного сумбурной, но достойно завершала трилогию. Ну а спустя пять лет полюбившиеся всем герои вернулись в части «На странных берегах».
В мае выходит пятый фильм франшизы – «Мертвецы не рассказывают сказки», который я жду с большим нетерпением. Но вы уже поняли из заголовка, что не все так просто. Итак, топ-11 раздражающих моментов «Пиратов Карибского моря»!


В я намеренно не упомянул маховик времени, проигнорировал орлов. Здесь какого-либо вывода за скобки не будет, потому что таких общеизвестных сюжетных дыр в сюжете попросту нет. А жаль.
11. Мартышка-нежить


Уморительная обезьянка по кличке Джек – ярчайший пример того, как можно сделать персонажа для комедийной разгрузки, но при этом нераздражающего. В сцене после титров первой части она ворует монетку из сундука, превращается в ходячего мертвеца и делает финальный скример в камеру. Разумеется, Вербински и компания не отказались от столь забавного героя и включили его в последующие фильмы, а в третьей части еще и наделили невероятной сообразительностью. Но… она в последующих частях неоднократно появляется в кадре в ночное время! При свете луны! И никаких признаков ее «трупоподобности» нет и в помине! То есть создатели изначально забили на эту деталь. Вроде как мелочь, но уж очень сильно бросается в глаза!

10. Пинтел и Раджетти стали хорошими

Еще один привет из первой части. Большая часть бессмертной команды Барбоссы из «Проклятия «Черной жемчужины» были совершенно не запоминающиеся громилы-мордовороты. Но было и приятное исключение. Обаятельная парочка Пинтел и Раджетти, которые чем-то напоминали мне дуэт грабителей из «Один дома». И в сиквеле решили не отказываться от них и сделали хорошими. Даже немного обстебали этот момент, сделав одного из них набожным человеком, читающим Библию. Как часто бывает, что бандиты решают встать на путь истинный и находят свое спасение в священных книгах. Но черт возьми, я не мог им просто так забыть прегрешения первой части! При их первом появлении Пинтел без зазрения совести застреливает ни в чем не повинного дворецкого с циничной фразой «Долго шел!». Понятное дело, что пират – это в принципе нарушитель закона. Но вот эта сцена сильно коробит, особенно при просмотре последующих частей.

9. Тайник Дэйви Джонса


Вообще все, что творилось с Тайником Дэйви Джонса – это какой-то один наркотический трип. Как принято в таких случаях писать: «Так много вопросов и так мало ответов». Почему после поедания Кракеном «Жемчужина» и Джек оказались целехоньки где-то непонятно где? Что это за крабы? Почему он с их помощью «выплыл» на берег моря? А другие корабли, которые поедает Кракен, тоже попадают в этот «тайник»? Если да, то каких он размеров? И как так получилось, что пришедшие на выручку пираты сразу нашли Джека? Хотя, конечно, прям сильным косяком это назвать нельзя. Потому что на все можно ответить: «Это магия, заткнись и смотри!»

8. Глупый шантаж от Элизабет, который сработал


Одна из самых странных сцен первой части. При первом просмотре она совершенно не вызывает никаких вопросов, но стоит пересмотреть фильм, и ты уже задумываешься: пираты, что с вами не так? Итак, команда Барбоссы находит последнюю монетку проклятого золота и, как им кажется, дочь Билла Прихлопа (почему они не знали, что у Прихлопа был сын, а не дочь, уже другой разговор). И Элизабет начинает диктовать пиратам условия. Как ей это удалось? Она стала грозить выбросить медальон за борт. Но… Но… Но это совершенно бессмысленно! Чуть раньше пираты сами говорят, что золото их тянет к себе, особенно в воде! Собственно, они нашли монету, когда Элизабет по неосторожности бухнулась с ней в море. А дальнейшие кадры показали, что они спокойно ходят по морскому дну. Так что им мешало спуститься и спокойно подобрать медальон? К тому же в сцене шантажа они стояли в бухте, а значит, проблем с этим совершенно бы не было!

7. Физика вышла покурить и не вернулась


Не понимаю претензий в духе «вот то, что рана перемещается у Воробья с левой стороны лица на правую, вас смущает, а то, что в фильме ходят ожившие мертвецы, нет». Потому что любая сказка, любая фантазия изначально задает какие-то законы жанра, какие-то условности. Но при этом ряд вещей у нее не должен отличаться от реального мира, иначе бы смысла в сказке было бы ноль и можно было бы творить все, что угодно. Единственные сказки, которые изначально настроены на нарушение любых законов, - это «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». И да, меня не смущают ожившие пираты-мертвецы, но будут смущать банальные киноляпы и просто глупости. И вот меня реально смущают бесконечные нарушения законов физики во франшизе. Насколько нам дают понять, Джек и Уилл – два обычных человека, как мы с вами. Весят они – как обычные взрослые мужчины. ТАК КАКОГО ХРЕНА ОНИ УМУДРЯЮТСЯ ИДТИ ПО ДНУ И НЕСТИ ПЕРЕВЕРНУТУЮ ЛОДКУ КАК ВОДОЛАЗНЫЙ КУПОЛ?! Это же совершенно нереально, если бы только они не весили по 200 кг. А как Джек во второй части, убегая от туземцев, умудряется упасть с гигантской высоты (пусть со слегка замедленным падением) и ничего себе не сломать? Как герои в третьей части умудряются перевернуть целый корабль, пусть и раскачивая его туда-сюда? Да даже сцена знакомства с Джеком не имеет физического смысла – он подплывает к причалу на практически затонувшей лодочке, которая, уйдя под воду, не останавливается, а продолжает движение, как будто у нее не парус, а моторчик стоит.

6. Бесполезная Калипсо


Сценаристы третьей части решили удивить нас несколькими неожиданными ходами. И одним из них стало то, что страшненькая колдунья Тиа Дальма на самом деле оказалась запертой владычицей морскою Калипсо. И вот у Барбоссы долго шли препирательства с пиратскими баронами, стоит ее освободить или нет. Вроде бы как все решили этого не делать, но герой Джеффри Раша поступил по-своему и все же выпустил ее на свободу. В надежде на какие-то ништяки. И что в итоге сделала Калипсо? Может, отомстила Дэйви Джонсу? Или наоборот, помогла бывшему возлюбленному? Отомстила пиратам, пленившим ее? Или помогла пиратам, освободившим ее? Что же она сделала? Она тупо превратилась в водоворот. И что? И зачем? И почему? Она же такая могущественная богиня! И это все, что она смогла сделать? Абсолютно бессмысленная и нелепая сцена, которая нужна была исключительно для того, чтобы показать прикольную сцену сражения в воронке.

5. Какая-то дичь с проклятием ацтеков


Как мы помним, пираты в первой части украли проклятое золото ацтеков и превратились в живых мертвецов. В лунном свете мы видели их истинную сущность – скелеты, покрытые истлевшими лохмотьями. Они стали бессмертными, но взамен лишились радости пищи и женского тепла. Задачей их стал сбор всех утерянных монет и возвращение их на прежнее место… И все это проклятие вызвает множество вопросов. А почему не становились проклятыми остальные носители монеток – Уилл, Элизабет? Они типа не считаются, потому что не хотели обогатиться на них? Но ведь обезьяна тоже вряд ли думала о покупке на эти монеты бананов, тогда почему она стала проклятой? И почему тогда прокляты были все пираты? Неужели они все воровали эти монеты? Наверняка кто-то оставался дежурить на корабле, пока остальные лезли в эту пещеру.
Не меньше вопросов вызывает одежда мертвецов. Вот она в лунном свете становилась истлевшей. А если бы они переоделись – проклятие бы распространилось на новую одежду или на старой бы осталось?
Ну и главный вопрос: пираты явно вели не мирный образ жизни – даже в погоне за одной монеткой они вырезали полфорта. А уж сколько народу положили, собирая предыдущие, страшно представить. И неужели у них ни у кого не отрезали ни одной конечности? Посмотрите сцену с губернатором Суоном и отрубленной рукой. Получается, пол-Карибов должны быть в оживших конечностях!
А когда Уилл снял проклятие, то Барбосса тут же умер от пули, выпущенной Джеком. Почему тогда другие пираты, бившиеся с солдатами, не умерли от полученных ран? А они там наверняка были, и не одна.

4. Проклятие Уилла Тернера


Концовка третьей части вышла весьма драматичной. Вроде бы как все закончилось хэппи-эндом: плохие парни повержены, хорошие победили, но… Все не так радужно. Уилл погибает на руках Элизабет, но его спасает Джек, сделав капитаном «Летучего Голландца». Вроде как это хорошо, но на героя падает тяжелое проклятие: он может сходить на сушу лишь один день в десять лет. «Главное – какой это будет день», - красиво говорит Уилл. И уже в самом конце нам сперва показывают, что они с Элизабет проводят время в рамках фильма с детским рейтингом, а 10 лет спустя длинноволосый мальчуган бежит встречать папку.
Но ведь на Элизабет никто проклятия не накладывал! Ничто не мешает ей, например, подсесть к Джеку на корабль, прокатиться до Летучего Голландца да помиловаться с любимым Уиллом, пока у него полипы да щупальца не выросли! Конечно, он человек занятой, но вечерок-то для милой найти сможет! Даже капитаны дальнего плавания с женами видятся почаще, чем раз в десять лет!
Более того, все это десятилетнее проклятие полностью сводится на нет одной сценой переговоров на островке. С одной стороны – Джек, Барбосса и Элизабет. С другой – лорд Беккетт, Уилл и… Дейви Джонс ногами в кадке! Так ёлки-палки, посадите тогда Уилла в бочонок и хоть в пустыню Гоби везите! А можно еще сделать по ведру на каждую ногу – и пусть сам шагает где хочет, главное – не расплескать! Сцена переговоров действительно интересная, но вот этот Джонс в бочке полностью лишает проклятие какого-либо смысла.

3. Пиратский барон Барбосса


Эпичная трилогия обязана была закончиться эпично. И один из ярчайших моментов третьей части – массовый съезд пиратских баронов со всех уголков света. На большом собрании присутствуют бароны из Китая, Франции, Турции, Африки и другие ходячие стереотипы. Есть среди них и Джек, что само по себе странно, учитывая его «обособленность» от пиратской братии, и – вот тут сюрприз! – Барбосса! Вот это реально мне очень резануло глаз еще при первом просмотре. На более крупные косяки и нестыковки, стоящие в рейтинге ниже, я как-то не особо обратил внимания. А это вызывает вопросы с самой первой секунды. На каком основании Барбосса стал пиратским бароном? Нам в первой части прямым текстом сказали: «Он был коком в команде Джека и устроил бунт». Коком, Карл! С какой стати пиратский барон пошел работать поваром? Скажете: это был его план, чтобы завладеть быстроходной «Жемчужиной»? Ну допустим. Но почему тогда Джек его не узнал?! Ведь он должен был с ним пересечься хотя бы один раз, когда все пиратские бароны вместе запирали Калипсо! Сразу видно: создатели третьей части даже не удосужились пересмотреть первую, сказав легендарное бэдкомедианское «СХАААВАЮТ!»

2. Слитый Кракен


Кракен – это один из ярчайших монстров вообще в мировом кинематографе. Во второй части нам показали всю его неотвратимость и неразрушимость. Отрубленные щупальца отрастают, выстрелы из пушек не берут, и если бросился на тебя этот зверь, то остается лишь надеяться, что в сундуке Дэйви Джонса тебя найдет преданная команда. И создатели сделали все правильно: почти до самого конца не показывали нам его полностью и нагнетали саспенса перед его очередной атакой. И что же будет с Кракеном в третьей части? А ничего, он будет дохлый на берегу валяться, а по нему Пинтел и Раджетти скакать будут! При этом убит он был самим Дейви Джонсом по приказу Беккетта. Остается лишь спросить: «А че, так можно было?». Причем нам даже не показали самого процесса убийства, ведь он наверняка был очень эпичным. Но самое непонятное – нафига Беккетту понадобилось убивать Кракена? Это же мощнейшее оружие, которое подчиняется Дейви Джонсу, который подчиняется тебе! Это все равно, что добровольно разрушить ядерную боеголовку. Я как-то не замечал в лорде Беккетте какого-либо благородства, чтобы лишать себя такого преимущества! Единственное объяснение – сценаристы тупо не знали, что дальше с Кракеном делать и как его вывести из финальной битвы.

Бонусом сегодня я хотел бы упомянуть проблему, которая не касается конкретно этой серии, но распространилась на другие фильмы. А именно – образ капитана Джека Воробья. Джонни Депп был стопроцентным попаданием в этот образ в 2003 году. Говорят, на эту роль пробовались многие, включая Джима Керри, но Гору Вербински удалось найти того, кто сыграет героя экстравагантного, но в определенных границах, а не как Джим Керри. Увы, из-за этой роли прежде многоплановый актер Джонни Депп стал из раза в раз играть одного и того же персонажа: «Вилли Вонка», «Алиса в Стране чудес», «Одинокий рейнджер»…И даже в серьезных ролях вроде того же Суини Тодда прослеживались «воробьиные» нотки. Хотя вроде как в последнее время актер исправляется.

1. Весь фильм «Пираты Карибского моря: На странных берегах»

Бывают удачные продолжения – например, «Назад в будущее»-2 и 3. Бывают сиквелы, которые выходят даже лучше оригинала («Терминатор-2»). Бывают продолжения плохие. Бывают даже ужасные. Но фильм «На странных берегах» еще хуже. Он просто… никакой. Это пустой, ничем не цепляющий фильм, который не вызывает от просмотра СОВЕРШЕННО никаких эмоций. После его просмотра остается лишь вопрос: а зачем он нужен? Нет, понятное дело, срубить бабла на франшизе, но все-таки. Оригинальная трилогия вышла блестящей законченной историей, с потрясающим юмором, великолепными диалогами и пошедшими в народ фразочками. Можно ли вспомнить хотя бы одну фразу из четвертой части? Четвертая часть вышла абсолютно бесполезной, необязательной. Она никак не развивает сюжет трилогии, никак не расширяет вселенную и не пытаетс начать новую историю. То есть вроде как в сцене после титров нам показали Пенелопу Крус с куклой вуду Джека, но еще при первом просмотре становилось очевидно: никакого развития истории тут нет и не будет.
«На странных берегах» запомнился только тем, что постоянно скатывается в цитирование старых фразочек. Даже музыки тут новой нет. Все та же тема He’s a pirate и еще парочка нецепляющих композиций.
Любовная линия? Боже, она бессмысленна и убога. Меня Уилл и Элизабет подбешивали в трилогии, но их отношения хотя бы были интересными. Тут же миссионер и русалка, не обладающие и миллиардной долей харизмы, совершающие бессмысленные поступки (зачем, например, русалка хотела помочь морякам, охотившимся на ее сестер?).
Злодей? Полноте, с какой стати мне бояться какого-то мужика, пусть и управляющего веревками своего корабля? Я в предыдущих частях видел оживших скелетов, ужасающего Кракена и команду Дейви Джонса! Вот кто наводил настоящий страх – толпа бессмертых чудищ из морских глубин! А тут… ну какой-то очередной пират, который и в подметки не годится даже Барбоссе из первой части, что уж говорить о Дейви Джонсе. Непонятно, с чего вдруг Джек так его боялся.
Вы же помните, что пост называется «топ-11 самых РАЗДРАЖАЮЩИХ моментов»? И вот больше всего меня в четвертой части раздражает то, что ее… просто не за что ненавидеть! Как отдельная история она смотрится вполне сносно, хоть и немного клишировано. Но я не вижу ни одной причины любить ее (ну, кроме грудей Пенелопы Крус, вздымающихся над корсетом)! И мне чертовски обидно, что такая шикарная франшиза содержит настолько пустой фильм.

Как я уже писал выше, в мае нас ждет пятая часть похождений Джека Воробья… Пардон, капитана Джека Воробья. Во франшизу вернется Орландо Блум, вроде обещают камео Киры Найтли… Ну и колоритенейший Джеффри Раш на месте. И хоть сердцем я жду ее с нетерпением, умом понимаю, что ждать от нее каких-то открытий не стоит. И виной тому – бесполезная четвертая часть. Однако не стоит забывать, что никто не отнимет у нас трех великолепных первых фильмов. И спасибо Гору Вербински и компании за это! Смекаешь?

В кинотеатрах начали показывать новых «Пиратов Карибского моря», которые отличаются от предыдущих только названием и именами героев. Time Out наглядно показывает, что между пятью частями «Пиратов» нет почти никакой разницы.

1. «Пираты Карибского моря: Проклятие „Черной жемчужины“

Какой-то там век, тропические острова. В городе англичан живет смелая красавица Элизабет Суонн и молодой смазливый парень Уилл Тернер (потом у них будет любовь). Приплывает капитан Джек Воробей, некрасиво себя ведет, его чуть не казнят. Потом все трое залезают на корабль и куда-то плывут.

По пути Уилл узнает, что его отец - проклятый пират, обросший ракушками, по имени Прихлоп (но он будет только во второй части). Джек рассказывает Уиллу про сундук с проклятым золотом - его надо искать на дальнем острове. Если взять из сундука золотую монету - становишься бессмертным призраком.

Появляется корабль Воробья „Черная жемчужина“. Его капитан - пожилой мудрый пират Барбосса, вся его команда - призраки. Они тоже ищут сундук - хотят снять проклятие и снова стать людьми. Все долго плавают друг к другу: то Барбосса и Элизабет на дальний остров, то Воробей и Уилл - к Барбоссе. В конце все встречаются в пещере с сундуком. Проклятие снимают, Барбосса умирает. Джек Воробей попадает в плен, его чуть не казнят. Уцелев, он залезает на корабль и куда-то плывет.

После титров - ничего не значащая сцена с обезьянкой.

2. „Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца“

Какой-то там век, тропические острова. В городе англичан арестованы Уилл и Элизабет. Глупый англичанин Беккет отправляет Уилла на поиски капитана Воробья. Тем временем, Воробей нашел артефакт: тряпку, на которой нарисован ключ, и этот ключ якобы что-то может открыть.

Уилл находит Воробья. Герои попадают на тропический остров с людоедами. Долго от них убегают. Затем плывут к таинственной гадалке Тиа Дальме - она объясняет, что им нужно попасть на проклятый корабль „Летучий голландец“. Там их ждет еще один артефакт: сердце инфернального капитана „Голландца“ Дэви Джонса, которое даст им власть над всеми морями.

Все долго плавают друг к другу: то Уилл к „Летучему голландцу“, то Джек - к Элизабет. Уилл попадает в плен на „Голландце“, там все пираты прокляты и поросли ракушками (в том числе и Прихлоп, его отец). В конце герои встречаются на очередном острове, где дерутся за сердце Дэви Джонса, оно в результате достается Беккету. Джек гибнет. Барбосса воскресает.

После титров - ничего не значащая сцена с собачкой.

3. „Пираты Карибского моря: На краю света“

Какой-то там век, тропический остров Сингапур. Элизабет, Уилл и Барбосса достают у местного злодея-азиата редкую карту, которая объясняет, как воскресить Джека Воробья. Потом им это удается - и Джек возвращаются с того света.

Злодей-азиат гибнет, делает Элизабет своей преемницей. Тем временем глупый англичанин Беккет при содействии капитана „Летучего голландца“ Дэви Джонса хочет перебить всех пиратов. Пиратские бароны встречаются вместе, чтобы обсудить ситуацию. Итог: главой совета выбирают Элизабет, которая велит всем драться с Беккетом.

Барбосса освобождает богиню Калипсо - та была заперта в теле таинственной гадалки Тиа Дальмы. Калипсо не хочет помогать пиратам и устраивает гигантский водоворот. Моряки дерутся. Дэви Джонс гибнет. Уилл Тернер становится капитаном „Летучего голландца“ - теперь он тоже проклятый пират, обросший ракушками. Элизабет с ребенком будет ждать его еще десять лет (оба в сюжете берут перерыв на одну серию). Воробей уплывает за новым непонятным артефактом.

После титров - ничего не значащая сцена с Уиллом, Элизабет и их ребенком.

4. „Пираты Карибского моря: На странных берегах“

Какой-то там век, внезапно - не тропический остров, а Лондон. Воробей спасает своего помощника, которого чуть не казнят. Барбосса, который теперь работает на англичан, предлагает Джеку плыть за новым артефактом: чашей, которая дарует вечную молодость. Джек отказывается и сбегает при помощи своего отца, которого играет Кит Ричардс.

Вдруг оказывается, что есть пират, выдающий себя за Джека - это смелая красавица Анжелика. Все герои попадают на корабль к инфернальному капитану Черная Борода, отцу Анжелики, который владеет магией вуду. Выясняется, что артефакт, состоящий из двух чаш, работает так: надо взять чашу-1, в которой есть слеза русалки, выпить из нее, а потом заставить другого человека выпить из чаши-2, куда русалка не плакала. Человек, выпивший из чаши-2, умирает.

Черная Борода пленит русалку и добывает слезу. Все приплывают на тропический остров, долго бегают за чашами, дерутся. В результате из чаши-2, благодаря обману Джека Воробья, выпивает Черная Борода (умирает), а бессмертной становится Анжелика. Джек Воробей находит свой корабль, но он заколдован.

После титров - ничего не значащая сцена с Анжеликой, о которой в пятой части с радостью забыли.

5. „Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки“

Какой-то там век, тропический остров. Сын Уилла, молодой смазливый парень Генри хочет вызволить отца с „Летучего голландца“. Для этого ему нужен новейший артефакт - трезубец Посейдона с неясным функционалом. Генри попадает в тюрьму к англичанам, где знакомится со смелой красавицей Кариной (потом у них будет любовь), а также встречается, наконец, с Джеком Воробьем, который до того неудачно ограбил банк.

По глупости Джека в море выплывает проклятый корабль с инфернальным капитаном Салазаром. Чтобы его остановить, нужно найти трезубец. Салазар заключает союз с Барбоссой, у которого есть компас Джека Воробья. Двое героев ищут и находят Джека, но поздно: Воробей сошел на берег, куда пиратам с проклятого корабля нельзя.

Барбосса с помощью меча Черной Бороды расколдовывает корабль Джека Воробья. В дело пытаются вмешаться англичане, которым о местонахождении Джека рассказала гадалка, но Салазар их топит. Генри, Карина, Джек и Барбосса приплывают на остров, где оставляют в специальном месте специальный рубин. Перед ними разверзается море, в нем - трезубец Посейдона. Приходит Салазар, дерется с Джеком. Генри ломает трезубец, все проклятия отменяются. Салазар становится нормальным и умирает (до того он был призраком). Барбосса тоже умирает, снова. Уилл приплывает домой к Элизабет. Джек Воробей опять куда-то уплывает.

После титров - ничего не значащая сцена с Уиллом, Элизабет и Дэви Джонсом, который, видимо, не умер.